Биолог-исследователь исследует общие свойства и закономерности развития живых организмов, изучает проблему систематизации живых существ, изучает видовое многообразие растений, их строение, особенности жизнедеятельности, закономерности индивидуального и исторического развития, распространения растений, взаимоотношения их со средой обитания (ботаники), изучает особенности анатомии и физиологии различных животных, закономерности их развития, особенности поведения, многообразия видов и типов (зоологи), исследует закономерности размножения и распространения болезнетворных бактерий и вирусов, а также паразитических организмов и выявляет на основе этого способы успешной борьбы с инфекционными и паразитарными заболеваниями человека и животных (вирусологи, микробиологи), изучает строение человека и особенности его жизнедеятельности, аномалии развития отдельных органов и организма в целом (анатомы и физиологи), изучает формы размножения живых организмов, особенности размножения и развития у разных классов и видов, изучает основы наследственности и изменчивости, закономерности наследования и изменения признаков в ряду поколений организмов, исследование структуры и функции генов (генетики), осуществляет выведение более продуктивных сортов растений и пород животных с использованием знания генетики и селекции, разрабатывает комплексы мероприятий по охране и увеличению численности животных, улучшению их продуктивных свойств, изучает проблемы совершенствования агротехники и зоотехники, изучает физические и физико-химические явления в живых организмах, влияние различных физических факторов на живые системы (биофизики), проводит биохимические исследования, позволяющие полнее использовать получаемые вещества растительного и животного происхождения, а также их лабораторного и промышленного синтеза (биохимики), осуществляет подготовку и постановку биологических исследований (техническая работа), работу в лабораторных исследованиях с биологическим материалом на клеточном и внутриклеточном уровнях (пробы, анализы), проводит различные исследования с целью улучшения условий в области сельского хозяйства, лесного и промышленного хозяйства, исследует и решает проблемы охраны природы и приумножения ее богатств.
Профессионально важные качества работника
Психофизиологические параметры
Эмоционально-психологическая и волевая устойчивость, большой объем долговременной памяти, развитая оперативная память, зрительная и образная память, высокое развитие зрительного восприятия цвета, высокий уровень концентрации, распределения и переключения внимания, физическое здоровье и выносливость.
Личностные качества
Ответственность и аккуратность, высокая работоспособность, интерес к живым организмам, терпеливость и настойчивость, любознательность и наблюдательность, способность быстро принимать верные решения, скрупулезность в работе, склонность к экспериментальной лабораторной работе,способность подмечать незначительные изменения в окружающей обстановке, богатое воображение.
Интеллектуальные качества
Развитое логическое и аналитическое мышление, творческое мышление.
Знания, умения, навыки
Биологу-исследователю необходимы глубокие знания по видовому многообразию живых существ и растений, систематизации исследований общих свойств и закономерностей развития живых организмов, по основам функционирования и жизнедеятельности живых существ и растений, по всем основным разделы биологии, смежным наукам – математике, физике, химии. Он должен владеть умениями по проведению лабораторных исследований в лабораторных и полевых условиях с заранее определенной целью, методами и методиками проведения исследований и наблюдений, уметь проводить анализ результатов исследований и готовить научные отчеты с конкретными практическими рекомендациями по улучшению условий в определенной отрасли и т.д. Ему нужны умения работы с живыми организмами, соблюдения основ безопасности при проведении исследований и наблюдений, действовать в условиях чрезвычайных ситуаций. Он должен уметь моделировать изучаемые биологические процессы, владеть прикладными программами обработки баз данных. Специалисту важно знать иностранные языки.
Уровень навыков
Условия работы
Биолог-исследователь выполняет работу в стерильных условиях биологической лаборатории, оснащенной сложнейшим специальным оборудованием (электронные микроскопы, спектрометры и др.), имеет под рукой средства индивидуальной защиты, имеет униформу. Также значительное время проводит в полевых условиях, в естественной среде проводя необходимые наблюдения за различными объектами живой природы.
Медицинские противопоказания
Нервно-психические заболевания, сердечно-сосудистые болезни, серьезные нарушение зрения и слуха.
Требования к профессиональной подготовке
Профессию биолога-исследователя можно получить, обучившись в вузе по специальности 5В060700 – Биология.
Биолог-исследователь, младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, заведующий научной лабораторией, директор биостанции, директор НИИ.
Возможность предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности
Профессия биолога-исследователя дает возможности для участия в предпринимательской деятельности, в составе частного предприятия, он не может заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.
Востребованность профессии на рынке труда
Биолог-исследователь востребован в лабораториях при научно-исследовательских институтах; природоохранных организациях; экологических организациях, ботанических и зоологических садах, заповедниках, отрасли сельского хозяйства; сфере образования (вузы, колледжи, школы).
Отзывы