Новости0


Вопросы-Ответы по деятельности команды Bagdar.kz

1.Расскажите, пожалуйста, о деятельности Вашей компании, сколько клиентов на сегодняшнее время вы уже приняли и каковы результаты?

Основная деятельность компании реализуется в создании единой информационной системы профориентации, поиска профильного образования, трудоустройства и прогнозирования потребности рынка РК в кадрах современных специальностей. Данная информационная система предназначена для формирования и развития единой информационной среды, обеспечивающей профессиональное самоопределение и профессиональное развитие, постоянное взаимодействие кандидатов, на вакантную должность с потенциальными работодателями. Кроме того, система предусматривает регистрацию пользователей различных социальных и возрастных категорий, создание и прохождение профориентационного тестирования (платно/бесплатно), создание профориентационного профиля, поиск образовательных учреждений для обучения, создание резюме, поиск вакансий и курсов переподготовки и повышения квалификации по ключевым параметрам, формирование потребности специальностей на основе доступных данных, направление запроса на вакансию и подписку, рассылку по интересующим вакансиям, курсам и новостям. В мае 2019 года совместно с МОН и НПП «Атамекен» было предоставлено бесплатное профориентационное тестирование 15 000 школьникам 11 классов общеобразовательных школ по всей Республики Казахстан из которых на сегодняшний день прошли тест 4347 школьников.Диагностика профессиональной направленности выпускников с помощью ряда тестовых методик с использованием электронной системы тестирования позволила выявить предпочтения в выборе профессиональных отраслей и специальностей школьниками. Был также осуществлен анализ предварительного самостоятельного выбора специальностей и образовательных учреждений выпускниками школ РК. Данные результаты были в индивидуальном порядке предоставлены самим школьникам для ознакомления и осуществления окончательного выбора специальностей обучения, а также администрации школ и МОН РК в виде консолидированных отчетов. 
Полученные данные позволили сформулировать ряд рекомендаций для образовательных учреждений в плане планомерного и систематичного развития интереса в сфере технологий, инженерных специальностях, в сфере IT-технологий. Сопоставление данных тестирования и самостоятельного выбора специальности может говорить о том, что данный выбор может осуществляться не в полной мере с учетом оценки собственных способностей, намерений и интересов, а, в том числе, с учетом других условий (мнение родителей, наличие бюджетных мест, перечень специальностей в учебных заведениях региона и т.д.). Полученные данные показывают актуальность и необходимость ориентации школьников в профессиях, которые в будущем могут оказаться невостребованными и будут существовать лишь в качестве необходимых компетенций при освоении профессиональных навыков. Прогноз востребованных специальностей также можно посмотреть на нашем сайте
Bagdar.kz. А также посредством портала Bagdar.kz 16442 школьников прошли онлайн тесты, размещено 421 резюме, 1574 вакансии, 2480 учебных заведений, 669 специальностей, 420 профессиограмм на двух языках. 

2. Какие техники и приемы вы используете вовремя консультаций?

Консультации мы осуществляем по нескольким направлениям:

  1. Во-первых, это консультационное сопровождение во время прохождения онлайн тестирования школьников, когда со школой заключен договор. В этом случае наши сотрудники помогают школьникам правильно авторизоваться на профориентационном сайте Bagdar.kz и далее помогают сориентироваться в самом тестовом комплексе. При необходимости, специалисты могут ответить на вопросы, когда школьник прочитал о себе отчеты по тестам.
  2. Во-вторых, консультации оказываются при звонках клиентов, если у них возникают какие-либо вопросы, связанные с прохождением диагностических комплексов, или с другими онлайн продуктами на сайте (подать резюме, прочитать информацию о профессиях, данные о потребности в специальностях в РК и в регионе и т.д.).
  3. В-третьих, консультации возможны в групповом формате, когда приглашает администрация школы для уведомления о тенденции школьников в профориентационном выборе и в обзоре выбора специальностей в школах всего Казахстана. 

В связи с этим, основными техниками и приемами во время консультаций мы используем контактную беседу, предоставление информационных сведений об условиях и путях трудоустройства, требованиях приема на работу и учебу, возможностях освоения профессий и специальностей и др. Предоставляем пройти онлайн психологическое обследование. На электронном портале возможно скорректировать личный профессиональный план, определить пути и способы профессионального самоопределения, осознать особенности личности, интересы, склонности, мотивы выбора профессии, понять по­требности и возможности общества и дать обоснованные реко­мендации по выбору путей учебы и сферы деятельности, т.е. помочь найти пути достижения оптимального соответствия между личностью и профессией. Достижение данной цели возможно в случае ответа на вопросы: что человек хочет, выбирая профессию («хочу»), что он может («могу») и что пользуется спросом на рынке труда («надо»). 

3. Многие считают, что родители должны отдавать своих детей во все возможные секции? Как Вы считаете, что насколько это правильно и целесообразно?

Это целесообразно, так как таким путем родители могут помочь своим детям определить ту область деятельности, к которой у ребенка имеются задатки, которые в ходе интенсивных занятий под руководством профессиональных тренеров, наставников могут быть развиты в способности. В этой работе от родителей требуется терпение, понимание интересов и желаний детей, не навязывая, не насилуя волю своих детей направлять своих детей к участию в тех или иных секциях, кружках, студиях. При этом родители должны вести эту кропотливую работу в тесном сотрудничестве со школой. Кстати, один из идеологов общественно-педагогического движения – «педагогики сотрудничества» Игорь Павлович Волков внес в педагогику опыт создания «комнат творчества» в школах, где любой ребенок мог найти занятие по своему интересу и способностям. Заглавная идея педагога-новатора состояла в том, что каждый ребенок талантлив. За годы обучения в школе он мог перепробовать множество видов деятельности. Под руководством учителей, изучающих его «портфолио», где накапливались творческие работы ученика, можно было почти безошибочно указать ту сферу деятельности, к которой у ученика есть устойчивые интересы, склонности и способности.

Если ребенку «не открывать» мир различных видов спорта, творчества, кружков технической или языковой наклонности и т.д., то как ребенок сможет узнать к чему у него лежит интерес, в каком направлении он хочет развиваться? Поэтому дошкольный и младший школьный возраст предназначен для как можно большего проба своих сил, возможностей, желания. Только в этом случае, можно будет понять, к чему у ребенка есть интерес и способности и от каких кружков и дополнительных секций можно отказаться. Важно ведь, чтобы ребенок сам хотел развиваться, а не под давлением родителей. И важно еще то, что если к подростковому возрасту у школьника уже сформируется собственный интерес в получении дополнительных компетенций, то тем самым легче будет проходить подростковой кризис, т.к. ребенок будет чувствовать свою успешность в освоении того или иного практического дела, а это очень важно при становлении самосознания молодых людей. Кроме этого, такому школьнику легче уже будет выбрать для себя профессиональное направление – связано оно может быть с социально-коммуникативной сферой, инженерными и техническими наклонностями, языковой компетентностью, лидерским потенциалом, творчеством и т.д. 

4. Какова роль родителей в выборе будущей профессии своего ребенка?

Как описано выше, роль родителей в выборе будущей профессии своего ребенка важна, но не является главной и определяющей. Здесь нет места насилию над волей ребенка, принуждению к своему выбору профессии, которая, по их мнению, самая нужная для ребенка. Только тесное сотрудничество со школой, с внешкольными учреждениями, которые посещает ребенок, наблюдение за тем, как меняются интересы, развиваются способности, может помочь родителям ненавязчиво советовать своему ребенку тот путь будущей жизни, к чему объективно способен ребенок.

Важно слышать и понимать направленность ребенка и давать возможность расширять свой кругозор, осваивать свои умения и навыки в различных областях труда. Это и поможет ребенку определиться в будущей профессии. И не будет жесткого давления со стороны родителей по принципу «пойдешь по нашей династии (врачей/учителей/инженеров)». 

5. Насколько правильно прислушиваться к советам друзей?

Прислушиваться к советам друзей можно, но это лишь один из путей выбора профессии, при этом абсолютно не главный и определяющий.

При этом важно слышать и плюсы и минусы профессии, важно стратегически мыслить и понимать какие условия подходят для освоения этой специальности, какие факторы могут препятствовать для дальнейшей работы и для этого опыт уже взрослых знакомых и друзей очень может помочь. А просто следовать желаниям друзей поступать «за компанию» и осваивать ту или иную специальность не совсем правильно. Каждый отвечает за свою жизнь и в том числе за свое профессиональное будущее.

  6. Представим, что ученик сейчас обучается в 9 классе и он понятия не имеет чем он хочет заниматься и что его интересует. В таком случае что конкретно он может сделать для того, чтобы понять себя и свои интересы?

Если к 9-му классу школьник не смог определиться со своими интересами и склонностями, ему может помочь только прохождение профессионального профориентационного диагностирования, включающего методики определения ведущих интересов, склонностей и способностей, желательно содержащего информацию о разнообразных и востребованных профессиях.

Кроме этого, такому школьнику желательно расширять профориентационной кругозор путем получения дополнительной информации о новых, возникающих профессиях, узнавать особенности обучения в том или ином образовательном учреждении, узнавать заработную плату на рынке труда. Для этого, в интернете очень много информации о специфике той или иной профессии, о профессионально-важных качествах, которые необходимы при освоении профессии, профессиограммы, интервью с профессионалами, возможностях карьерного и профессионального роста и т.д. Все эти данные имеются также и на портале Bagdar.kz, где по принципу «одного окна» собраны вся необходимая профориентационная информация и о познании себя, и о выборе образовательного учреждения, и о трудоустройстве и о карьерных планах и потребности в специалистах. 

Школьнику 9х классов нужно еще определиться с тем, насколько он готов идти на рабочие специальности после окончания 9-го класса и уже расти в карьере через профессиональные компетенции.  

7. Часто бывает, что студенты после получения диплома о высшем образовании, не знают чем дальше заниматься в жизни. Причиной этому зачастую служит неправильный и не осознанный выбор профессии. Что в данном случае вы можете посоветовать?

В наше современное время любой человек может «добыть» знания самостоятельно или через консультации с профессионалами, но вот компетенции осваивать нужно самостоятельно. Любому студенту желательно во время обучения заниматься волонтерской практикой и понимать, к чему он тяготеет. Потому что даже в рамках одной специальности есть множество применения своих потребностей и способностей, н-р. В рамках одной специальности можно быть и коммуникатором, и управленцем, и делопроизводителем, и аналитиком т.д. То есть специальность это не одно и то же, что и профессия. Поэтому, выпускнику вуза не следует сразу отказываться от полученного образования и бежать получать новое. Ничего не мешает найти свою «нишу».

Если все же выпускник вуза понимает, что эта специальность не его, то всегда есть возможность получить второе образование, однако практические компетенции в данном случае придется осваивать самостоятельно и вкладывать в двойном размере в свои знания и навыки. На сегодняшний день, есть множество способов от волонтёрской деятельности до курсов повышения квалификации, стажировок и т.д.

Сложнее бывает у тех, кто не понимает чего он хочет,  стремится ли он к чему-нибудь или хочет быть просто «начальником», не понимая, что это очень ответственная должность, предполагающая большой вклад в собственное развитие и желание совершенствоваться. Но даже и в этом случае, грамотная консультация может молодому человеку помочь в личностном и профессиональном самоопределении.  

8. Что в вашем понимании значит «осознанный выбор профессии»?

Осознанный выбор профессии предполагает, что школьник может самостоятельно ответить на вопросы: Кто Я? Чего Я хочу? Какими способами это можно достичь? С чего можно все начать? И Каким я себя вижу в будущем?

Осознанный выбор предполагает, что молодой человек ставить перед собой цель и достигает ее. У него есть мотивация и желание добиться определенных личных или социальных результатов.  

9. Почему важно заниматься профессиональной ориентацией школьников?

Очень важно заниматься и помогать школьникам в профессиональном самоопределении. И начинать это нужно как можно раньше, а не перед выпускными классами – 9м или 11м.

Главная цель работы по профессиональному определению в младших классах – это сформировать положительное отношение к труду, показать его ценность, как для самого человека, так и для всего общества в целом. Также необходимо развить у детей интерес к обучению и познанию, включая их в различные виды учебно-познавательной деятельности, среди которых исследовательская, трудовая, игровая и т.д.

На этапе профориентации в среднем звене школы важно, чтобы каждый ученик смог уловить личный смысл, как в познавательном опыте, так и в интересе к профессиональной деятельности. Ученики уже должны представлять собственные интересы, формировать свое собственное «Я» и иметь представление о своих возможностях. При этом параллельно им нужно приобрести опыт в различных сферах деятельности: культуре, технике, искусстве, медицине и т.д.

8-11 классы - это один из самых ответственных этапов обучения в школе со стороны профессиональной ориентации учащихся. Ведь именно в восьмом и девятом классе преподаватели должны уточнить образовательный запрос посредством факультативных занятий, а также различных курсов по выбору будущей специальности. Есть также необходимость в проведении индивидуальных консультаций для адекватного решения о будущей профессии и другие подобные мероприятия. Главная цель – это помочь ребенку выбрать будущий профиль в соответствии с интересами, а также способностями.

 

10. Насколько серьезны последствия неправильного выбора профессии?

Самое серьезное последствие связано с тем, что человек, сделавший неправильный профессионалы выбор будет в дальнейшем не удовлетворен ни профессией, ни результатом своего труда, не захочет карьерного роста в этом направлении и т.д. А это чревато низким коэффициентом производительности как для всего предприятия, так и для отдельно взятого отдела. Именно эффективность – это то, что ценится и то, что позволяет нам двигаться по карьерной лестнице. Каждому человеку хочется видеть положительный результат своего труда и стремиться развиваться в этом направлении. И большое заблуждение в том, что человек смог бы просто «просиживать» свое место. Это тоже не может бесконечно долго продолжаться.

Большую часть своего взрослого времени человек проводит на работе, осваивая профессиональный труд и принося пользу обществу, и если этот шаг сделан не верно, то можно прогнозировать множество деструктивных и кризисных моментов, которые могут ожидать в дальнейшем у такого человека.

Тревога и стресс могут быть ключевыми факторами, которые дают нам понять, что наша работа – это дорога в никуда. Тревожность и стресс, связанные с работой, часто дают о себе знать дома и вредят взаимоотношениями с членами семьи. Все это влияет на климат в семье. Такие последствия надо быстро отслеживать и предпринимать действия касательно неправильной для человека работы.

В то же время, не следует забывать, что человек в любой момент времени, может начать что-то новое – осваивать другую профессиональную или смежную область, получать дополнительные компетенции, которые позволят ему двигаться уже в интересном для него профессиональном русле, переквалифицироваться, понять какие потребности человек хочет удовлетворить и стремится к этому. Все это также можно помочь решить через грамотное профориентационное сопровождение. Учиться никогда не поздно, так же как и менять что-то в своей жизни.

 

Поделитесь этим с друзьями

VK
WhatsApp
Telegram

Комментарии


Опрос

Какая средняя заработная плата у работников вашей специальности?
до 50 000 тенге
от 50 000 тенге до 100 000 тенге
от 100 000 тенге до 150 000 тенге
от 150 000 тенге до 250 000 тенге
от 250 000 тенге и выше
Ответить